Для начинающих        29.04.2024   

Техника финального усилия в метании мяча. Примерные упражнения, используемые для овладения техникой метания малого мяча. Метание мяча и спортивного снаряда

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Лидер-2»

Находкинского городского округа

« МЕТАНИЕ МАЛОГО МЯЧА »

Учитель физической культуры:

Малахова Ирина Владимировна

Находка 2016г.

На скульптурах древних греков, на фресках времен Римской империи и даже на наскальных рисунках первобытных племен, изображены воины или охотники, бегущие с поднятым для броска копьем. В былые времена умение метать копье приравнивалось к умению выживать почти у всех населявших планету племен. Сейчас оно потеряло свою актуальность, но метание мяча – обязательный навык для любого человека. Ведь именно метание позволяет нам развить координацию движений, почувствовать все группы мышц и научиться правильно распределять усилия.

Казалось бы, простая задача: бросить мяч как можно дальше, или попасть в цель, которая находится на приличном расстоянии. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что только обучение технике метания мяча дает нам результат. Без тренировок самое "простое", что может произойти – это вывих плечевого сустава или растяжение связок голеностопа. Ведь нужно понять, как скоординировать движения рук и ног, чтобы получить достойный результат. Поэтому метание мяча почти в игровой форме помогает нам лучше понять свое тело, научиться им управлять и, конечно, укрепить мышцы: рук, ног, туловища.

Вес и диаметр мячей, используемых во время обучения и тренировки, могут быть разными. На соревнованиях используются мячи весом 150 г и диаметром от 5,8 до 6,2 см.

Метание мяча выполняется с места и разбега в коридор шириной 10 м от криволинейной планки длиной 3,66 м. Метание мяча состоит из разбега, отвода снаряда, броска (финальное усилие) и торможения перед планкой. Выполняя метания, необходимо соблюдать общие для всех видов метаний правил выхода на оптимальную скорость движений в разбеге, скока, поворотах, а также создание как можно более длительного пути приложения усилий к снаряду и выпуска его по наиболее оптимальной траектории.

Мяч удерживается фалангами пальцев метательной руки. Три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис.1).

Рис. 1 Способ держания мяча.

Разбег . Первая (предварительная) фаза разбега начинается из исходного положения до контрольной отметки, которая подбирается индивидуально. Задача этой части разбега - сообщить системе «метатель-снаряд» первоначальную скорость, в результате чего она приобретает определенное количество движения, и точно попасть ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом с оптимальной скоростью, его длина преодолевается за 6 -12 беговых шагов.

Вторая (заключительная) фаза разбега , которая также подбирается индивидуально и зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска, начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие. Задача этой фазы состоит в отведении снаряда для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги данной части разбега называются бросковыми. Их количество зависит от способа отведения снаряда и колеблется в диапазоне 4ч- 6 шагов. При этом, используя четное количество шагов, метатель должен попасть на контрольную отметку левой ногой, нечетное количество - правой (анализ техники будет проводиться для тех, кто метает мяч правой рукой).

В спортивной практике используются различные варианты отведения снаряда при выполнении бросковых шагов («прямо-назад», «дугой вперед-вниз-назад», «дугой вверх-назад» и другие). Наиболее простым и широко распространенным способом, изложенным при анализе техники, которым пользуются большинство метателей, считается отведение «прямо-назад». Оно осуществляется на четыре бросковых шага.

Попадая на контрольную отметку левой ногой, метатель безостановочно выполняет первый шаг правой. Стопа ставится прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой части разбега. Одновременно начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом, суставе, движется вперед.

Второй шаг, выполненный левой ногой, сопровождается дальнейшим поворотом оси плеч направо почти до угла 90° от и. п. и полным выпрямлением правой руки со снарядом. Таз в этом шаге также поворачивается направо, примерно на 45°. Кисть руки со снарядом располагается немного выше одноименного плеча. Между выпрямленной правой рукой и туловищем образуется прямой угол, который сохраняется в дальнейших движениях. Для поддержания скорости рекомендуется удерживать вертикальное положение туловища. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается процесс отведения снаряда.

Третий шаг называется скрестным. Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная его задача заключается в осуществлении «обгона» снаряда и своевременном выносе левой ноги вперед при постановке правой на опору. Скрестный шаг выполняется путем активного сведения бедер и проталкивания левой ногой, что придает дополнительное ускорение нижним звеньям тела метателя и выводит ось таза вперед по отношению к оси плеч. Таким образом происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется предварительное натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии. Туловище при выполнении данного шага отклоняется назад, и плечи увеличивают поворот вправо. Заканчивая скрестный шаг, стопа правой ноги ставится с внешнего свода на пятку с последующим перекатом на носок.

Левая нога в этот момент после быстрого снятия с опоры (за счет активного проталкивания в результате предварительного сильного натяжения мышц ее передней поверхности) выносится вперед и завершает разбег {шаг четвертый).

При осуществлении бросковых шагов очень важно соблюдать ритм их выполнения с акцентом на ускорение в последних шагах перед финалом.

Рис. 2 Техника метания мяча.

Финальное усилие . Финальное усилие начинается с момента прохождения проекции ОЦМТ ( общий центр массы тела ) через точку опоры. В этой фазе метатель пытается, используя скорость разбега, влиять на снаряд с наибольшей силой за длинным путем, чтобы выпустить его с максимальной скоростью под оптимальным углом (40 °). Положение тела, с которого начинается финальное усилие, выглядит так: вес метателя находится на согнутой правой ноге (угол сгиба в коленном суставе становить122-145°), туловище наклонено в противоположную сторону. В противоположность этому левая нога выведена в сторону метания, ось плеч и снаряда расположены по линии разбега, правая и левая рука на линии плеч, метатель держит снаряд в направлении броска, взгляд направлен в сторону метания.

В результате активного разгибания и поворота внутрь правой ноги усиливается поворот и вывода таза, в связи с чем растягиваются мышцы верхней части туловища и метательной руки, которые отстают в своем движении. Еще до постановки левой ноги происходит мгновенное выведение правой руки на бросок («захват» снаряда) путем поворота правой, слегка согнутой руки наружу и левой внутрь. С постановкой левой ноги, несколько левее направления предыдущих шагов (на 20-40 см и под углом 14-38 ° относительно вертикали) увеличивается поступательное и вертикальная скорость движения плечевого пояса. Метатель переходит в положение «натянутого лука». Завершается метания хлестоподобным рывком рукой, разгибанием левой ноги и перестановкой ног прыжком для торможения поступательной скорости.

Угол вылета мяча составляет примерно 40 °.

Характерные черты метания малого мяча:

1. Обычно мяч весит - 150 г, диаметр - 6 см.

2. Мячик удерживается тремя пальцами, а большой и мизинец поддерживают его по бокам.

3. Метание осуществляется в коридор шириной 10 м, от криволинейной линии длиной 3,66 м.

4. Длина разбега 20-35 м (10-14 беговых шагов); предыдущая часть 15-23 м; заключительная 8-14 г.

5. Скорость разбега 7-8 м /с.

6. Количество бросковых шагов 4-6, длина скрестный шага 200-280 см.

7. Способ отвода - дугой вперед, вниз, назад.

8. Угол вылета 40 °.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения технике метания малого мяча предваряет создание необходимых условий для усвоения изучаемых движений с помощью специально-подготовительных упражнений. Данные упражнения направлены на развитие соответствующих двигательных качеств и овладение основными закономерностями метательных движений, без которых обучение технике метания будет затруднительно.

Надо помнить, что метание мяча осваивается успешнее теми людьми, у которых хорошая подвижность в суставах грудной части позвоночника и плечевого пояса, лучше развиты скоростно-силовые качества, хорошие координационные способности.

В результате проведенной подготовки создаются необходимые предпосылки к обучению и начинается целенаправленное изучение техники метания.

Задача 1. Создать представление о технике метания малого мяча.

Средства.

    краткий рассказ об основных закономерностях движений и технике метания малого мяча, показ наглядных пособий;

    демонстрация техники метания малого мяча с места в цель и с разбега на дальность;

    ознакомление с правилами соревнований по метанию малого мяча.

Методические указания : при объяснении и показе обратить внимание на ведущие элементы техники, отметить особенность целевых установок в бросках на точность и на дальность.

Задача 2. Обучить держанию снаряда и технике броскового движения в финальной фазе при метании малого мяча.

Средства .

    выполнение хвата малого мяча;

    метание мяча перед собой в пол активным движением кисти из исходного положения (и.п.) рука прямая впереди;

    то же, но метание хлестообразным движением предплечья и кисти;

    то же, но в и. п. мяч в поднятой вверх руке, а хлестообразное движение начинается после активного выведения локтя вперед с последующей резкой его остановкой;

    метание мяча вперед-вверх двумя руками из-за головы, стоя в и.п. ноги врозь на ширине плеч;

    то же из и.п. левая нога впереди, правая сзади на носке;

    то же, но метание одной рукой в вертикальную цель, другая рука в и.п. согнута в локтевом суставе и находится перед собой;

    метание мяча вперед-вверх из и. п. стоя левым боком по отношению броску, рука со снарядом выпрямлена и отведена назад левая рука перед собой, вес тела над слегка согнутой правой ногой, туловище умеренно отклонено назад;

    то же, но броски выполнять в вертикальные и горизонтальные цели;

    метание мяча после постановки левой ноги из и. п. стоя левым боком по отношению броска на согнутой правой и приподнятой левой ноге с отведенным снарядом.

Методические указания , в качестве инвентаря следует использовать теннисные мячи. Бросковые упражнения с ними можно выполнять в парах, с их ловлей партнерами. Направление бросков из-за головы рекомендуется изменять в определенной последовательности: «вперед-вниз», «прямо-вперед», «вперед-вверх». Для точности движения целесообразно варьировать направление броска: в стену, с отскоком о пол и стену, другие сочетания с последующей ловлей мяча. При метании двумя или одной рукой из-за головы, когда левая нога располагается впереди носком внутрь, замах надо выполнять с прогибом туловища и максимальным отведением мяча назад с одновременным перемещением веса тела на правую ногу. Левая нога при этом остается впереди на расстоянии 3-4 стоп от правой. Финальное усилие нужно проводить грудью (локти или локоть метающей руки направлены вперед) после разгибания правой ноги и выведения таза вперед, а выпуск снаряда заканчивать хлестообразным движением предплечья и кисти, упираясь в прямую левую ногу. Броски следует чередовать с имитационными движениями. Имитацию перехода в положение «натянутого лука» можно выполнять, используя захват за резиновый амортизатор, укрепленный на уровне плеча, или при помощи партнера, направляющего движение правой руки. Упражнение с постановкой левой ноги должно выполняться слитно с броском и начинаться с выведения правого колена и одноименной части таза вперед до постановки левой ноги на опору. Вертикальные мишени при бросках в цель устанавливаются на высоте 2-3 м. Расстояние до горизонтальных и вертикальных мишеней варьирует.

Задача 3. Обучить технике отведения малого мяча «прямо-назад» при выполнении разбега.

Средства:

    отведение мяча на месте с имитацией броска;

    отведение мяча в ходьбе и беге без броска;

    бег скрестными шагами с отведенным снарядом без броска;

    бег 20-30 м, рука со снарядом над плечом.

Методические указания . Имитационные упражнения и упражнения без броска следует выполнять под счет. Так, при отведении на месте из и. п. левая нога впереди, рука со снарядом над плечом, на счет «раз» плечи поворачиваются вправо, левая рука выводится локтем вперед, правая нога сгибается. На счет «два» рука с мячом отводится назад. На счет «три», разгибая правую ногу, поворачиваясь грудью вперед и выводя руку с мячом локтем вперед-вверх, метатель занимает положение «натянутого лука». На счет «четыре» имитируется рывок. После раздельного выполнения эти движения осуществляются слитно.

При отведении снаряда в движении каждый счет соответствует выполненному бросковому шагу.

Скрестные шаги следует делать быстро, проталкиваясь вперед, без вертикальных колебаний ОЦМТ.

Пробежки со снарядом осуществляются равномерно и с одинаковым ускорением.

Задача 4. Обучить сочетанию элементов предварительной и финальной фаз движения и технике метания малого мяча в целом.

Средства :

    метание со скрестного шага с отведенным мячом в и.п.;

    метание мяча с трех шагов разбега с предварительно отведенной рукой со снарядом;

    метание мяча с четырех бросковых шагов;

    то же с предварительного подхода до контрольной отметки;

    метание мяча с укороченного разбега;

    метание мяча с полного разбега.

Методические указания : при выполнении броска со скрестного шага необходимо произвести постановку левой ноги на опору синхронно с разгибанием правой ноги и одновременным поворотом правой стороны таза налево-вперед.

При метании с трех шагов разбега ритм движения следует регулировать длиной шагов, размеченной ориентирами (первый шаг равен трем стопам, а второй и третий - четырем), и быстротой их выполнения.

В бросках с укороченного и полного разбега надо корректировать контрольную отметку и следить за ритмом бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.

Задача 5. Совершенствовать технику метания малого мяча С учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства.

    выполнение специально-подготовительных упражнений;

    метание мячей, различных по весу;

    использование вариантов техники, выбранных на основе индивидуальных особенностей метателей;

    метание мяча на результат с соблюдением правил соревнований.

Методические указания , при совершенствовании техники уточняются длина разбега, ритм выполнения движения, количество бросковых шагов и другие элементы метания. Индивидуализация техники происходит при постоянном развитии необходимых двигательных качеств.

Прочность образования навыка лучше всего проверяется специальными тестированиями и выступлениями на соревнованиях.

Ошибки, возникающие при метании мяча, их причины и способы устранения

Ошибки

Причины

Способы устранения

Ошибки, встречающиеся при разбеге

Скованность метателя в предварительной фазе разбега

Слишком быстрое начало разбега, бег на полусогнутых ногах

Повторный, равномерно ускоренный бег 20-30 м высоко на передней части стопы. Левая рука и плечи, двигаются свободно и равномеренно, как при обычном беге, кисть со снарядом над правым плечом

Затруднен переход от предварительной фазы разбега к бросковым шагам

Нет постоянства при выполнении предварительной фазы разбега

Многократное выполнение предварительной фазы разбега со своевременным попаданием на контрольную отметку. Первые беговые шаги от стартовой отметки делать одинаковыми по длине

Нарушение ритма бросковых шагов

Нарушены оптимальные длина бросковых шагов и время их выполнения

Для стабилизации ритма бросковых шагов выполнять их по ориентирам с оптимальной скоростью

Излишний наклон туловища назад при первых двух бросковых шагах

Слишком высокое поднимание бедер в беге и расслабление мышц туловища при выполнении отведения снаряда

Туловище держать вертикально и «убегать» вперед от снаряда при многократных пробежках с повторным отведением правой руки назад

Нарушение прямолинейного продвижения в бросковых шагах

Поворот стоп вправо на первых бросковых шагах при отведении снаряда

Отведение снаряда в беге по прямой линии с постановкой стоп по ходу движения

Пассивное продвижение вперед при скрестном шаге

Скрестный шаг выполняется преждевременно, без маха правым бедром

Бег скрестными шагами с отведенной правой рукой с акцентом на вынос правого бедра вперед

Высокий полет в скрестном шаге

Увеличенный мах правой ногой вверх после слишком активного толчка левой

Бег скрестными шагами с акцентом на быструю постановку правой ноги вперед на внешний свод стопы

Несвоевременное сгибание правой руки в локтевом суставе при выполнении скрестного шага

Излишняя закрепощенность плечевого пояса, слишком раннее начало финального усилия. Слишком низко опущена правая рука

Имитация и выполнение скрестного шага с концентрацией внимания на «обгоне» снаряда.

Удержание кисти с мячом выше плечевого сустава

Затруднено выполнение «захвата» снаряда

Левая нога в четвертом бросковом шаге ставится по линии разбега или правее

Левую ногу следует ставить левее линии разбега на расстоянии одной стопы

Ошибки, встречающиеся при выполнении финального усилия

Затруднен переход от разбега к финальному усилию

Излишний поворот оси плеч и таза вправо при «обгоне» снаряда. Правая стопа развернута наружу больше чем на 45° в

Во время двух последних бросковых шагов удерживать голову у левого плеча, направив взгляд по ходу разбега. Следить за правильным углом поворота стоп

Наклон туловища влево и сгибание в левом тазобедренном суставе при «захвате» снаряда и броске

Бросок осуществляется только одной рукой. Недостаточное выпрямление левой стороны тела

Имитация финального усилия по элементам. Направить усилие при разгибании правой ноги точно в грудь. Выполнять «захват» снаряда левым боком за рукой вперед через ось левое плечо-левая стопа

Бросок согнутой рукой

Плохой замах и недостаточный «обгон» снаряда

Перед «захватом» снаряда полностью выпрямить правую руку. Во время финального усилия не спешить с рывковым движением

Бросок рукой сбоку

Нарушено прямое направление движения кистью при выполнении броска

При «обгоне» снаряда увеличить поворот плеч вправо, а при броске проносить кисть над плечом, ближе к голове

Сгибание левой ноги в коленном суставе перед выпуском снаряда

Слишком короткий четвертый бросковый шаг

Ошибки, встречающиеся при сохранение равновесия

Выход за дугу после выпуска снаряда

Малое расстояние от постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге до линии дуги

Откорректировать контрольную отметку. Своевременно выполнять финальное усилие

История развития В древности жители разных государств (скорее даже территорий) постоянно воевали друг с другом. Одни оборонялись, другие, наоборот, завоевывали новые территории. До появления пороха все оружие представляло собой мечи, пики, копья и стрелы. Побеждал сильнейший и проворнейший. Тот, кто точнее попадал в цель, тот, кто мог правильно оценить свои силы и вовремя уйти от рукопашной схватки, метнув копье или пику. Этот навык был прямой дорогой к выживанию и победе. Именно поэтому в мирное время воины не переставали тренироваться. Для того чтобы оценить свои умения и сравнить их с мастерством других воинов, устраивались соревнования по метанию копья и пики. Чаще всего это были состязания на дальность броска и точность попадания в цель. В современных условиях спортсмены осваивают метание мяча в цель, а не оружия. . И по сей день легкоатлеты соревнуются в метании копья, диска, ядра. Все эти виды спорта относятся к легкой атлетике. Первые навыки мы получаем еще в школе, когда на уроках физкультуры осваиваем метание мяча.

Метание как средство физического воспитания Метание является одним из средств физического воспитания и специальной подготовки школьников и представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, при работе которых необходимы согласованность в их движении, соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию. Упражнения с мячами и само метание способствуют укреплению основных мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса и рук; развивают ловкость, силу и быстроту; глазомер и меткость; ориентировку и все виды координации (В. И. Лях, 1987), чувство ритма. Метание относится к военно-прикладным средствам и составляет важную часть подготовки молодых людей к службе в армии, так как способствует всестороннему физическому развитию. Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует формированию телосложения, что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма.

Для чего изучать? Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания гранаты и копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида. В соответствии со школьной программой метание малых мячей проводится на дальность с места и с разбега, когда техника движений в основном идентична технике метания копья, а также в вертикальные и горизонтальные цели.

Метание входит в раздел лёгкой атлетики школьной программы и является обязательным двигательным действием для изучения школьниками с младших классов. Метание – это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий (кратковременное, но максимальное по напряжению). Цель любого броска – переместить спортивный снаряд на максимально далекое от спортсмена расстояние. Несмотря на кажущуюся простоту, метание - довольно сложное упражнение. Выбрасывая мяч, необходимо оценить скорость и силу рук, соотнести их с разбегом и понять, в какой момент нужно, собственно, «отпустить» мяч, чтобы и он полетел далеко, и спортсмен остался стоять (а не упал, например, или заступил за черту). Все это позволяет развить еще и аналитические способности: анализ наиболее выгодного исходного положения, стремительности разбега и размаха, и наконец, определение точки приложения максимальных усилий при броске.

Основы техники метания. Метание мяча состоит из трёх фаз: 1. Держание мяча и разбег. Малый мяч удерживается, не прижимаемый к ладони, фалангами пальцев метающей руки. Указательный, средний и безымянный пальцы подобно рычагу размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец придерживают его сбоку.

Перед началом разбега мяч держат над плечом в согнутой руке, локоть которой находится на уровне уха

Разбег: Разбег выполняется в равномерно-ускоренном ритме и состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки и от контрольной отметки до планки. Первая часть разбега (предварительная) начинается от исходного положения до контрольной отметки. Задача этой части состоит в том, чтобы набрать первоначальную скорость и точно попасть левой ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом на передней части стопы. Длина разбега составляет 6 -12 беговых шагов. Вторая часть разбега (заключительная) зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска. Она начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие, поэтому вторая часть разбега называется подготовкой к броску(финальному усилию). Задача второй части состоит в отведении снаряда (мяч, граната) для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги в этой части разбега называются бросковыми и выполняются с небольшим ускорением. Количество шагов зависит от способа отведения снаряда и колеблется от 4 -х до 6 -ти бросковых шагов.

В практике существует несколько способов отведения мяча в момент выполнения бросковых шагов. Это: отведение «прямо - назад» , «дугой вперед – вниз - назад» , «дугой вверх - назад» . Однако при метаниях малого мяча самым простым и распространенным способом является отведение «прямо – назад» . Этот способ легче осваивается; облегчает сохранение прямолинейного бега по разбегу; отведение мяча выполняется на четыре бросковых шага.

Попадая на контрольную отметку левой ногой, выполняется первый бросковый шаг правой. Стопа ставится на носок прямо по ходу движения, положение таза остается прежним, как в первой части разбега. Но начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом суставе, движется вперед. Второй шаг левой ногой с носка сопровождается дальнейшим поворотом плеч направо и полным выпрямлением правой руки с мячом, поворотом таза направо. Кисть руки с мячом находится чуть выше одноименного (правого) плеча. Для поддержания скорости туловище находится в вертикальном положении. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается полное отведение руки с мячом.

Третий, предпоследний шаг называется «скрестным» . Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная задача «скрестного» шага заключается в «обгоне» мяча и выносе левой ноги вперед при постановке правой ноги на опору.

«Скрестный» шаг выполняется путем энергичного отталкивания левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки развернутым носком наружу; плечи и таз поворачиваются вправо; туловище наклоняется вправо – назад; правая рука с мячом прямая ладонью кверху на уровне плеч, левая рука согнута в локтевом суставе и расположена перед грудью. Заканчивая «скрестный» шаг, стопа правой ноги с пятки и внешнего свода становится на всю стопу под углом 30 градусов к линии разбега. При выполнении «скрестного» шага опережение ног и таза верхней части туловища и руки с мячом ещё больше увеличивается по сравнению со вторым шагом. Таким образом происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии.

Четвертый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой прямой левой ноги вперед с пятки и внутренней стороны стопы носком внутрь. Рука с мячом и ось плеч находятся на одной прямой с линией разбега.

2. Финальное усилие (бросок): Заключительная фаза броска начинается до постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге в момент прохождения ОЦМТ над правой опорной ногой. Этот шаг выполняется без фазы полета. В финальном движении необходимо скорость, набранную в разбеге, максимально увеличить в момент броска: После прохождения ОЦМТ правая нога начинает активно разгибаться, поворачиваясь бедром внутрь по направлению разбега. С этого момента начинается «захват» снаряда. Элемент «захвата» необходим для последующего натяжения мышц туловища и метающей руки, участвующих во время выпуска снаряда. . Левая нога, почти прямая, ставится с пятки на расстоянии около одной стопы влево от линии разбега с дальнейшим переходом в упор на всю стопу. Это необходимо для создания условий вращательно-поступательного движения вокруг оси, условно проходящей через левую стопу и левое плечо. В данный момент (после «захвата») правая рука со снарядом сгибается в локтевом суставе, а предплечье и кисть, оказываясь сзади плеча, супинируются. Левая рука при этом начинает отводиться влево и пронируется.

Выпрямив правую ногу и повернув правую часть таза вперед, метатель, осуществляя «тягу» снаряда, выходит грудью вперед, выводит правый локоть вперед-вверх и переходит в положение «натянутого лука» , названное так из-за внешнего сходства, где правая рука со снарядом, прогнутое туловище и левая нога образуют соответствующую дугу. Далее, путем сокращения предварительно растянутых мышц и использования инерции системы «метатель-снаряд» , происходит разгибание туловища и движение грудью вперед. Заключительная часть финального усилия осуществляется наиболее мощным движением - «рывком» . Выпуск снаряда заканчивается хлестообразным движением предплечья и кисти правой руки. Рука со снарядом проходит над плечом. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямляется. Все элементы финального усилия выполняются как единое движение. Эффективность броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд.

3. Торможение (сохранение равновесия после броска): после выпуска мяча для погашения инерции движения выполняется перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска. Перескок выполняется за счет поворота туловища правым боком, постановкой правой ноги под углом 45 градусов и сгибанием в коленном суставе.

Типичные ошибки Рука с мячом опущена ниже линии плеч и согнута в локтевом суставе. Это ведет к тому, что не будет далекого броска, возможно, получение травмы локтевого сустава. Левая рука опущена вниз во время выполнения броска. Это ведет к «раскручиванию» плеч и мяч будет улетать из сектора метания влево. Подбородок опущен, и взгляд направлен вниз. Это не дает возможности контролировать угол вылета снаряда. Выполняется бросок, не разворачивая плеч. Не выполняется «захват» снаряда и положение «натянутого лука» . Как следствие – нет далекого броска. Рука медленно работает при выполнении самого броска. Нет хлесткого движения рукой. Излишняя закрепощенность правой руки. Отклонение корпуса влево от направления броска мяча и сгибание левой ноги в колене в момент выталкивания снаряда. Это ведет к неизбежной потере начальной скорости вылета мячика из руки.

Полет спортивных снарядов Траектория (в частности, дальность) полета снаряда определяется: начальной скоростью вылета, углом вылета, местом (высотой) выпуска снаряда, вращением снаряда и сопротивлением воздуха, которое, в свою очередь, зависит от аэродинамических свойств снаряда, силы и направления ветра, плотности воздуха.

Начальная скорость вылета является той основной характеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства. В отсутствие сопротивления воздуха дальность полета снаряда пропорциональна квадрату скорости вылета. Высота выпуска снаряда влияет на дальность полета. Дальность полета снаряда увеличивается примерно на столько, на сколько увеличивается высота выпуска снаряда.

Углы вылета. Различают следующие основные углы вылета: 1. Угол места – угол между горизонталью и вектором скорости вылета (он определяет движение снаряда в вертикальной плоскости: выше – ниже). 2. Азимут – угол вылета в горизонтальной плоскости (правее – левее, измеряется от условно выбранного направления отсчета). 3. Угол атаки – угол между вектором скорости вылета и продольной осью снаряда. Метатели копья стремятся, чтобы угол атаки был близок к нулю («попасть точно в копье»). Метателям диска рекомендуется выпускать диск с отрицательным углом атаки. При полете мячей, ядра и молота угла атаки нет.

Вращение снаряда и сопротивление воздуха Вращение снаряда оказывает двойное влияние на его полет. Вопервых, вращение как бы стабилизирует снаряд в воздухе, не давая ему «кувыркаться» . Во-вторых, быстрое вращение снаряда искривляет его траекторию (так называемый эффект Магнуса). Если мяч вращается, то скорость воздушного потока на разных его сторонах будет разной. Вращаясь, мяч увлекает прилегающие слои воздуха, которые начинают двигаться вокруг него (циркулировать). В тех местах, где скорости поступательного и вращательного движений складываются, скорость воздушного потока становится больше; с противоположной стороны мяча эти скорости вычитаются и результирующая скорость меньше. Из-за этого и давление с разных сторон будет разным: больше с той стороны, где скорость воздушного потока меньше.

Вращение снаряда и сопротивление воздуха Если воздушный поток обтекает снаряд под некоторым углом атаки, то сила сопротивления воздуха направлена под углом к потоку. Эту силу можно разложить на составляющие: одна из них направлена по потоку – это лобовое сопротивление, другая перпендикулярна к потоку – это подъемная сила. Существенно помнить, что подъемная сила не обязательно направлена вверх; ее направление может быть различным. Это зависит от положения снаряда и направления воздушного потока относительно его. В тех случаях, когда подъемная сила направлена вверх и уравновешивает вес снаряда. он может начать планировать. Планирование копья и диска существенно повышает результаты в метании. Если центр давления воздушного потока на снаряд не совпадает с центром тяжести, возникает вращательный момент силы, и снаряд теряет устойчивость. Аналогичная картина и проблема сохранения устойчивости возникают и в полетной фазе в прыжках на лыжах. Отсутствие вращения достигается выбором правильной позы, при которой центр тяжести тела и центр его поверхности (центр давления воздушного потока) расположены так, что вращательный момент не создается.

Сила действия в перемещающих движениях обычно проявляется конечными звеньями многозвенной кинематической цепи. При этом отдельные звенья могут взаимодействовать двумя способами: 1. Параллельно – когда возможна взаимокомпенсация действия звеньев; если сила, проявляемая одним из звеньев, недостаточна, другое звено компенсирует это большей силой. Параллельное взаимодействие возможно лишь в разветвляющихся кинематических цепях (действия двух рук или двух ног). 2. Последовательно – когда взаимокомпенсация невозможна. При последовательном взаимодействии звеньев многозвенной кинематической цепи нередко бывает что какое-то одно звено оказывается более слабым, чем остальные и ограничивает проявление максимальной силы. Очень важно уметь распознавать такое отстающее звено с целью либо его целенаправленно укрепить, либо изменить технику движения таким образом, чтобы данное звено не ограничивало роста результатов.

Список используемых источников Жилкин А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкина, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М. : Академия, 2008. - 464 с. https: //infourok. ru/metodika_obucheniya_metaniyu_myacha. 570072. htm http: //medbookaide. ru/books/fold 9001/book 2061/p 13. php http: //mystud 2011. narod. ru/DOCs/tema 8. pdf http: //www. studfiles. ru/preview/6211824/page: 4/

Средняя школа № 5

План-конспект

Открытого урока по физическому воспитанию

Теоретические сведения о технике метания мяча на дальность

преподаватель:Резванов В.И.дата:19.04.2014 год

Г. Шалкар
2013- 2014 учебный год

Тема урока: Техника метания мяча на дальность
Дата проведения Класс: 4«А»;

Технология: СТО, ИКТ

Место проведения: Мультимедийный кабинет

Оборудование: Интерактивная доска, видео и фотоматериалы
Задача урока: Рассказать учащимся о технике метания мяча на дальност, пошаговое его выполнение, разновидности метаний, о технике безопасности во время выполнения бросков
Цель урока:
Сформировать у учащихся чёткое представление о технике выполнения метания мяча на дальность содействовать формированию у учащихся интереса к занятиям физической культуры,

воспитывать умение работать в команде, стремление к достижениям лучших результатов.

. Ход урока:

    Орг.момент

    Новая тема

    Закрепление

    Итог урока

    Задание на дом

1. Приветствие.

Контроль посещаемости.

Объявление целей урока .

2. Новая тема.
Метания – это легкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых еще «взрывными».Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния. Упражнения в метании помогают гармоничному развитию таких двигательных качеств как: сила, быстрота и ловкость. По этой причине упражнения в метаниях мяча и гранаты включены в школьную программу Дальность полета малого мяча зависит от начальной скорости его вылета, угла вылета (оптимальный угол 40-43 градуса), сопротивление воздушной среды и высоты, на которой мяч покидает руку в момент вылета. Скорость полета зависит от величины силы, приложенной к мячу, длины пути воздействие силы на снаряд. Результат в метании мяча зависит от скоростно-силовой и технической подготовки учащихся. Задачи обучения

    Научить технике метания малого мяча с места Научить технике метания с шага Научить технике метания с 3-4 бросковых шагов Научить технике метания мяча на дальность с разбега Научить технике перехода в положение «натянутый лук»
Метание малого мяча на дальность стоя лицом по направлению к метанию
    С места
    С полшага, с шага левой ногой


Метание мяча с шага из исходного положения – правая нога скрестно перед левой

    Выпрямленная рука отведена назад на уровне плеча вес тела на правой ноге, согнутой в колене (положение замаха). Бросок начинается с вращательно - разгибательного движения правой ноги продолжается продвижением туловища вперед - вверх заканчивается хлестким движение предплечья и кисти.
Метание мяча с двух шагов
шаг правой ногой шаг левой ногой

Метание мяча с шага левой ногой

Метание мяча с разбега



Метание малого мяча.

    Бросок заканчивается хлестообразным движением предплечья и кисти без опускания локтя.

Заключительная стадия метания мяча на дальность

Торможение после выполнение броска

    Движение вперед возникающие под действием сил инерции разбега и усилия метателя необходимо погасить, чтобы не заступить за линию. Это достигается переходом через левую ногу. Поднимаясь на носок, необходимо выполнить быстрый перескок на правую ногу.
Положение «натянутого лука»
    Рекомендуются следующие упражнения: Выполнения положения стоя у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за рейку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед – вверх, повернуться налево. Выполнение упражнения с помощью партнера.
3. Закрепление.

    Им играют такие виды спорта как футбол, баскетбол Бывает легкая, бывает тяжелая Собственно-соревновательная деятельность. Чем нужно заниматься, чтобы быть здоровым? Бывает художественная, бывает спортивная Бывают роликовые, фигурные, хоккейные Снаряд для метания. Бывают С D DVD Бывает на траве, бывает с мячом, бывает с шайбой.
Повторение Техники Безопасности
во время метания мяча
    Запрещается производить произвольное метание, выполнять броски без разрешения учителя Нельзя находится в зоне броска. Не останавливать мяч в полете, а дождаться полной остановки. Принимающего мячи стоять сзади справа или слева от учителя не менее 10 метров чтобы видеть траекторию полета мяча Производить бросок строго из-за головы Все команды выполнять бегом

      Итог урока

      Оценки за урок

      Задание на дом: ОФП

Метание теннисного мяча в цель.

Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Ошибка (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания.

Метание мяча и спортивного снаряда.

Для испытания (теста) используются мяч весом 150 г и спортивные снаряды весом 500 г и 700 г.

Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо».

Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча, спортивного снаряда.

Участники II — IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г, участники V — VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.

Ошибки (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания;
  • снаряд не попал в «коридор»;
  • попытка выполнена без команды спортивного судьи.

Техника ме­тания мяча (гранаты)

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда.

Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты

Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три паль­ца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 2).

Рис. 2. Держание мяча

Для обучения технике держания и вы­брасывания снаряда последовательно исюльзуются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела пре­имущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опу­щена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрям­лением руки вперед -вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сто­рону, назад и до исходного поло­жения;
  • из того же исходного положе­ния бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
  • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 -5 м (рис.3).

Рис. 3. Метание мяча в цель

Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно про­носить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед - вверх в направлении броска.

Метание мяча с места

К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), за­крепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • имитация финального усилия с помощью партнера (препо­давателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положе­нии (рис. 4);
  • имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой - впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
  • стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.

Рис. 4. Имитация финального усилия с партнером

Метанию гранаты (мяча) с бросковых шагов

Для отработки данного вида бросков целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5 - 3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий ска­чок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • имитация выполнения скрестного шага с помощью препо­давателя или опытных занимающихся. Во время выполнения дан­ного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрям­ленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище (Рис.5);
  • метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположе­на на расстоянии 10-12 м от линии броска.

Рис. 5. Имитация «скрестных» шагов с партнером

Техника выполне­ния разбега и отведения гранаты (мяча)

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и спосо­бов отведения снаряда. Рассмотрим их.

1 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением гранаты (мяча) на 2 шага способом «прямо -назад»

2 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»

3 вариант: метание с 4 броско­вых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед -вниз -назад»

4 вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед -вниз -назад».

Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распро­страненным вариантом является третий. Обучение способам от­ведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:

  • имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимаю­щиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведе­ние снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;
  • выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага - отведение и на 2 шага - возвращение;
  • отведение снаряда на 2 шага способом «вперед - вниз - на­зад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в ис­ходное положение перед броском без метания и с выполнением метания (рис. 6).

Рис. 6. Отведение мяча (гранаты) способом «вперед-вниз-назад»

Технике метания гранаты (мяча) с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • из исходного положения, стоя лицом по направлению мета­ния, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, произво­дятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
  • то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая вни­мание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6 - 8 шагов разбе­га, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега - путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений