Для начинающих        09.02.2024   

Упражнение путаница тренинг. Психогимнастические упражнения. Упражнение «Печатная машинка»

УПРАЖНЕНИЯ-АКТИВАТОРЫ

Упражнение-активатор «Путаница» ( II вариант)

Участники, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладоня­ ми, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.

Упражнение-активатор «Ладони и колени»

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение: два хлопка по одному колену будут обозначать движение в об­ ратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке от­ рывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Упражнение-активатор «Подарок»

Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неог­ раниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Упражнение-активатор «Часы»

Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между все­ ми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соот­ ветствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки нахо­ дятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 ми­ нут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение-активатор «Животные»

Каждый участник называет любое животное, при этом ос­ тальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника.

Первый игрок два раза называет свое животное, делая одно­временно два хлопка, и сразу (в том же темпе два раза) хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает задан­ный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.

Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же зада­ ние, но изображая только звуки своего животного.

Упражнение-активатор «Ветер дует...»

Реквизит. Необходимо помещение со стоящими стульями и пространство для свободы перемещения.

Количество участников. Любое.

Правила.

Ведущий объявляет: «Сильный ветер дует и сдувает всех тех...». Дальше нужно назвать какой-либо признак. Например, тех, кто в черных ботинках. Как только фраза заканчивается, все, у кого черные ботинки, должны пересесть на другой стул. Ведущий тоже старается сесть на свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.

Упражнение-активатор «Переход через реку»

Реквизит. Листы бумаги А4 по одному на каждого участни­ ка. (Вариант - куски газеты разного размера).

Количество участников. Любое (вариант - две команды).

Правила.

На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её не­обходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бу­ маги. При этом камни остаются на месте, если на них стоит че­ ловек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уно­ сит (ведущий сам убирает листки). Вариант - возможно, «всплы­ вают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться каса­ ние одеждой либо только частями тела). Группа должна перепра­ виться через реку в полном составе.

Упражнение-активатор «Папа Абрахам»

Без реквизита.

Количество участников. Любое, все, кто присутствует на за­ нятии.

Правила. Ведущий поет:

Папа Абрахам

Детей растил.

И сыновья его любили.

Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу, кто как может. Задача водящего – распутать детей в круге.


  • Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И.п. – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, своё дыхание, биение сердца.

  • Игра «Найди цветочки и звёздочки».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, закрепление цветов. На столе находятся вырезанные из картона цветы и звёзды. Ребёнку предлагается в одну сторону отложить цветы, в другую сторону отложить звёзды и сосчитать их.

  • Игра «Разложи по порядку, что сначала, что потом».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Ребёнку предлагаются 4 картинки, на которых изображён, например, порядок строительства птицей гнезда и другие изображения. Необходимо разложить по порядку, что было сначала, а что потом.

  • Игра «Кто летает?».
Цель: развитие внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов. Психолог называет слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети хлопают в ладоши, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орёл, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолёт, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолёт, ковёр, поросёнок, стрекоза.

  • Функциональное упражнение «Черепаха».
Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встаёт у одной стены помещения , играющие – у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подаёт сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз.

  • Игра «Воробьиные драки».
Цель: снятие агрессии, гнева. Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьёв» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

  • Игра «Шумовые коробочки».
Цель: развитие концентрации внимания, слухового внимания. В коробочки помещены: бусинки, мука, соль, гречка, сахар. Ребёнку предлагается определить на слух, что находится в коробочке.

  • Игра «Назови одним словом».
Цель: развитие концентрации внимания, мышления. Детям предлагается рассмотреть группы картинок и назвать эти группы одним словом: мебель, транспорт, одежда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, игрушки, инструменты и др.

  • Игра «Сложи цветочки».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, закрепление цветов. Детям предлагается сложить цветочки: к кружочку определённого цвета подобрать лепестки того же цвета.

  • Функциональное упражнение «Крик в пустыне».
Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперёд, доставая руками и лбом пола.

  • Функциональное упражнение «Что исчезло?»
Цель: развитие концентрации внимания. И.п. – сидя на полу. Перед каждым ребёнком поочерёдно раскладываются предметы. Их просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребёнок закрывает глаза, а инструктор убирает один предмет. Задача ребёнка – назвать исчезнувший предмет.

  • Игра «Построй ёлочку».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Ребёнку предлагаются полоски разной длины. Необходимо разложить полоски по порядку (по возрастающей) так, чтобы получилась ёлочка. Затем сосчитать количество полосок у ёлочки.

  • Игра «Сосчитай правильно».
Цель:

  • Игра «Что спряталось».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. На картинке нарисованы наложенные друг на друга изображения. Ребёнок отгадывает, что изображено.

  • Игра «Запрещённое движение».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания произвольной сферы. Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

  • Функциональное упражнение «Рубка дров».
Цель: элиминация агрессии. И.п. – стоя. Каждый участник представляет себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку . Всякий раз при опускании топора ребёнок громко произносит: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через несколько минут каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

  • Игра «Чего не хватает?».
Цель: развитие сосредоточенности внимания, восприятия. На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.

  • Задание «Шнуровка».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений. Детям предлагают «пуговицу», которую необходимо «пришить» (зашнуровать).

  • Игра «Помоги рыбкам».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Инструкция: «Рыбки (вырезаны из цветного картона) запутались в водорослях, необходимо им помочь». Дети раскладывают по цвету рыбок, в одну сторону рыбок одного цвета, в другую сторону рыбок другого цвета и т.д.

  • Игра «Повторяй за мной».
Цель: развитие произвольности внимания. Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.

  • Игра «Кто сильнее».
Цель: снятие мышечного напряжения, физической агрессии. Детям раздаются воздушные шарики. Взрослый предлагает посоревноваться, кто сильнее стукнет шарик и у кого дальше он полетит.

  • Игра «Найди в комнате синее, белое, чёрное».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Детям предлагается внимательно посмотреть вокруг, найти и назвать предметы синего, белого, чёрного цвета.

  • Игра «Шапка-невидимка».
Цель: развитие распределения, объёма, концентрации внимания. В течение 3-х секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается , а затем перечислить их.

Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирования умения сравнивать, анализировать. Детям предлагается картинка с изображением предметов и образца. Необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чём схожесть.

  • Коммуникативное упражнение «Тачка».
Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, снятие психоэмоционального напряжения. Дети разбиваются на пары. Один из партнёров принимает «упор лёжа», другой берёт его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идёт за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

  • Игра «Детский футбол».
Цель: снятие мышечного напряжения. Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

  • Игра «Что изменилось?».
Цель: развитие переключения, объёма внимания, памяти. Ведущий ставит перед детьми от 3 до 7 игрушек, даёт сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

  • Игра «Наложи квадраты». Перед ребёнком несколько квадратов разного размера, необходимо их наложить друг на друга: на самый большой квадрат наложить поменьше, далее наложить ещё поменьше и т.д. до самого маленького квадрата.

  • Игра «Слушай и исполняй». Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

  • Игра «Жил-был кружочек». Перед детьми раскладывают карточки с геометрическими фигурами. Затем ведущий показывает картинки с изображением различных предметов , а дети определяют, на какую фигуру похож предмет.

  • Игра «Карлики и великаны». По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разном темпе, в произвольном порядке.

  • Игра «Золотая рыбка».
Цель: развитие быстроты реакции, координации движений. Дети встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бёдрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Взрослый – золотая рыбка. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

  • Игра «Собери кубики». Детям предлагаются кубики. Необходимо собрать из них картинку, опираясь на картинку-образец.

  • Игра «Найди в комнате красное, зелёное, жёлтое».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Детям предлагается внимательно посмотреть вокруг, найти и назвать предметы красного, зелёного, жёлтого цвета.

  • Игра «Съедобное – несъедобное». Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети должны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.

  • Игра «Дерево».
Цель: развитие саморегуляции. Детям даётся инструкция: «Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, закройте глаза. Представьте, что вы – это дерево. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья-пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона-голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны и спокойны».

  • Игра «Археология».
Цель: развитие мышечного контроля. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

  • Игра «Разложи по порядку». Детям предлагаются карточки одного цвета, но разного оттенка. Необходимо разложить их по порядку.

  • Задание «Найди ниточку к каждому из шариков». Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. На картинке изображены шарики и ниточки разного цвета. Необходимо подобрать ниточку к шарику по цвету.

  • Игра «Найди на поле». Ребёнку предлагается игровое поле и карточки с изображением различных предметов. Необходимо найти на поле соответствующую картинку и закрыть её карточкой.

  • Задание «Путаница». На картинке изображены звери: заяц, кошка, собака, поросёнок, где художник перепутал части тела. Например, у собаки оказался хвост поросёнка и т.д.

  • Задание «Заплатки». Инструкция: «На коврике дырки. Помоги мышке подобрать заплатки».

  • Игра «Брыкание». Цель : снижение агрессивных проявлений и ослабление негативных эмоций. Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий ребёнок наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий ребёнок сопротивляется «нападению». Затем пары меняются местами.

  • Задание «Переплетённые линии». Цель: развитие устойчивости внимания.
1

2


  • Функциональное упражнение «Дракон».
Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками, снятие психоэмоционального напряжения. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.

  • Когнитивное упражнение «Движение».
Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений. Дети стараются повторить их как можно точнее и в той же последовательности. Упражнение может выполняться под музыку.

  • Игра «Шарик».
Цель: развитие саморегуляции. Представьте, что вы – это воздушный шарик. Сейчас вы будете надуваться. Наберите побольше воздуха открытым ртом, а теперь закройте рот и надувайте живот, больше, больше. Молодцы! А теперь сдувайтесь! Приоткройте рот и медленно выпускайте воздух со звуком «п-ш-ш». Хорошо». Упражнение повторяется 3 раза.

  • Игра «Выбиваем пыль».
Цель: снятие мышечного напряжения, физической агрессии. Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

  • Игра «Запретный номер».
Цель: преодоление двигательного автоматизма. Дети становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него играющий ребёнок хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

  • Игра «Обзывалки».
Цель: снятие вербальной агрессии. Взрослый предлагает детям поругаться друг на друга «овощами и фрукта ми». Участники игры передают по кругу мяч, при этом, называя друг друга «фруктом» или «овощем» (это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов и т.д.). Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты…». В заключительном круге играющие дети обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!» Перед началом игры следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

  • Игра «Повтори движение».
Цель: снятие мышечного напряжения. Дети встают в круг. Под музыку один ребёнок выходит в круг и делает какое-нибудь движение, остальные стараются его повторить, затем стоящий в кругу ребёнок передаёт эстафету другому.

  • Игра «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде.

  • Игра «Прямой счёт». Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 1, ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит – 4, и т.д.

  • Игра «Сражение». Детям раздаются листы бумаги (газеты). Они из них делают «снаряды», смяв в комочек. Затем дети делятся на две команды. По сигналу взрослого дети начинают ими друг в друга кидаться.

  • Упражнение «Разложи пуговки по группам». Ребёнку предлагается разложить по группам пуговицы: сначала по цвету, затем по размеру и сосчитать их количество.

  • Игра «Сосчитай правильно».
Цель: формирование умения определять количество на ощупь, развитие концентрации, устойчивости внимания. Перед ребёнком кладётся карточка, на которую наклеено определённое количество пуговиц. Ребёнок закрывает глаза и старается на ощупь определить, сколько пуговиц.

  • Игра «Ласковые ручки».
Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, развивать чувство эмпатии, учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать об этом, учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, умение работать в группе, снятие эмоционального напряжения. Дети стоят по кругу, повернувшись спиной в круг, и вытягивают свои руки. Взрослый начинает по кругу передавать какое-нибудь эмоциональное состояние (например, радость), поглаживая руки детей. Затем все дети по очереди говорят, что почувствовали. Затем выбирается другой ведущий из детей, который может передать другое эмоциональное состояние.

  • Задание «Расположи в порядке возрастания». Цель: развитие концентрации, переключения внимания, умение сравнивать, анализировать. На картинке изображены ленточки разной длины, яблоки разного размера, клоуны разные по росту, разные по толщине вазы, разные по возрасту дети, по скорости транспорт.

  • Игра «Карусели».

  • Игра «Чего не хватает?». На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.

  • Игра «Штриховка».
Цель: снятие мышечного напряжения. Детям раздаются листы бумаги и ручки. В течение одной минуты дети под ритмичную музыку делают линии размашистыми движениями руки, стараясь выплеснуть накопившуюся энергию и гнев. Затем рвут эти листы и выбрасывают их.

  • Игра «Упрямая подушка».
Цель: снятие общей агрессии, негативизма, упрямства. Взрослый подготавливает «волшебную, упрямую подушку» и вводит ребёнка в игру-сказку : «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют нас иногда капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребёнок бьёт кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее…». Когда движения становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Затем взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребёнок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке».

  • Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирования умения сравнивать, анализировать. Ребёнку предлагается рисунок с изображением 5 предметов, среди которых два одинаковых. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чём их похожесть».

  • Упражнение «Гора с плеч».
Цель: развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения. «Когда ты очень устал, тебе тяжело, ты раздражён или тебе хочется лечь, а надо что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи, тебе сразу станет легче». Сделать это упражнение рекомендуется 5-6 раз.

  • Упражнение «Точки».
Цель: снятие мышечного напряжения. Детям раздаются листы бумаги и ручки. В течение одной минуты дети делают точки, стараясь выплеснуть накопившуюся энергию и гнев. Затем рвут эти листы и выбрасывают их.

  • Игра «Развивающее разноцветное лото». Детям раздаются карточки с изображением фигур разного цвета. Ведущий достаёт из мешочка объёмную разноцветную фигуру, дети внимательно рассматривают её и пытаются найти такую же у себя на поле.

  • Игра «Найди одинаковое».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Перед ребёнком раскладывают картинки, на которых изображены различные предметы. Каждый предмет изображён в трёх вариантах: целое изображение, контур изображения, заштрихованная картинка. Ребёнку предлагается найти все три варианта одной и той же картинки.

  • Игра «Игра с флажками». Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

  • Игра «Чайные пары».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, развитие мыслительных процессов. Ребёнку предлагаются карточки с чашками и блюдцами, где он должен сравнить узоры рисунков и расставить приборы по парам.

  • Игра «Маленькое привидение».
Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Взрослый предлагает детям сыграть роль маленьких добрых привидений, которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку дети делают руками такое движение: приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопырены, при этом произносят страшным голосом звук «У». Если слышится тихий хлопок, то дети произносят тихо этот звук, если громкий – то громко.

  • Глазодвигательное упражнение. И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (3-7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребёнок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Тренинг направленный на изменение коллективного настроения

посредством методов арт-терапии

Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.

Цель тренинга : изменение коллективного настроения посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Материалы : воздушный шарик, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

Инструкция : Все участников необходимо поставить в круг.

Психолог: «Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».

2. Упражнение «Ботинки» .

Цель : Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Ход работы:

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. Вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал?

Что вы испытали, выполняя задания?

3. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)

Цели : развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимые материалы : краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция : «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

4. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

Или вместо 4 упражнения:

Упражнение «Путаница» . Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Упражнение Переправа

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду. Время. От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.

Размер группы: 12-20 человек. Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы. Вопросы для обсуждения.

1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал? 2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок? 3. Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало? 4. Что помогало или мешало эффективной деятельности команды? 5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Упражнение Путаница

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию. Время: 10-15 минут. Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу. Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка. Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело? 2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются? 3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться? 4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение Волшебная бутылочка

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10-30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться команды. Каждый может загадать свои три желания. И следом формируется общий список желаний. Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Упражение Расскажите историю

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию. Время: 1-15 минут. Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

1. Название любого предмета, который можно увидеть в магазине. 2. Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме. 3. Любой вид спорта. 4. Любую еду. 5. Имя любой знаменитости. 6. Любое преступление. 7. Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте. Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Упражнение Связующая нить

Время: 5 мин. Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу. Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? 10 мин.

Командообразование

Тренинг по командообразованию насыщен различными упражнениями, направленными на сплочение коллектива. Здесь приведены примеры командообразующих упражнений. Медитация – 3 мин. Все сидят в круге, взявшись за руки. Под звуки медитативной музыки произносят звуки вслед за тренером. (аум, оум, ия, уи, аум, ия) Рефлексия: расскажите, что вы чувствовали во время упражнения. Принятие решений – 10 мин. Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием. Рефлексия: как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение?

Самообновление - 10 мин. Каждый участник пишет на подготовленных листах бумаги ответы на два вопроса:

Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления, затем группа обсуждает каждый вопрос отдельно, что она должна сохранить в своей работе, каким образом она может совершенствовать свои позитивные качества и что необходимо для этого сделать. Разрабатывается соответствующий план действий, участники обмениваются своими мнениями о процессе обновления в команде. Вариант проведения упражнения: исключить предварительную работу, начать обсуждение с «мозгового штурма» – ответы на вопросы. Если ответов получилось много, разбиться на подгруппы для проработки решений.

Командообразующие упражнения

Добавляем в свою коллекцию упражнений по командообразованию еще три.

Оркестр – 5 мин. Каждый участник выбирает какой-либо предмет, издающий звук. Кто-то выбирается на роль дирижера оркестра. Дирижёр вырабатывает знаки, необходимые для управления оркестром. Задача – сыграть какую-нибудь музыкальное произведение. Рефлексия: понравился ли вам «оркестр», ваша роль в нём?

Машина – 5 мин. Один из участников – винтик современной машины, который задаёт движение всей машины. Другие участники подстраиваются к нему. Получается механизм, который слаженно работает. Рефлексия: какова ваша роль в этом слаженном механизме, есть ли у вас чувство, что вы – часть этого механизма?

Театр Кабуки - 2 мин. Группа разбивается на две команды, которые выстраиваются в две шеренги друг против друга. Команда должна договориться, какую роль она будет играть и по команде ведущего обе команды одновременно исполняют роль. Роли всего три: принцесса, самурай, дракон. Есть условия, о которых команды предупреждают заранее: принцесса боится дракона, дракон боится самурая, самурай боится принцессы. Побеждает та команда, которая не боится своего партнёра. Игра проводится несколько раз, ведётся счёт. Упражнение воспитывает корпоративный дух, развивает интуицию, делает разрядку.

Упражнения на формирование команды

Три упражнения, которые направлены на формирование командного духа и могут использоваться на тренинге по командообразованию или как разминки для сплочения участников тренинга.

Предложение. 2 мин. Каждый говорит по одному слову, чтобы получилось предложение. Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.

Броуновское движение. 3 мин. Игра проводится без слов. Задача каждого участника свободно двигаться в определённом пространстве как атомы в молекуле и встретившись с каждым участником, посмотреть ему в глаза и невербальными средствами поднять ему настроение, при этом, нельзя ничего говорить и прикасаться к другому участнику. Эта игра поднимает настроение, устанавливает доброжелательную атмосферу.

Карусель. 5 мин. Участники выстраиваются по парам друг против друга в два круга – внутренний и внешний. Происходит общение в парах по одной из заданных тем, и затем внешний круг передвигается на одного человека вправо, чтобы поменялись пары и игра продолжается до тех пор, пока участники внутреннего круга не повстречаются с каждым участником внешнего круга. Тема для общения: «Поздороваться, Сделать комплимент, Меня радует в жизни…..»; Рефлексия: какие ощущения, какое настроение?

Упражнение Групповая картинка

Упражнения для тренинга на командообразование. Время:10 мин. Для упражнения необходимы листы бумаги формата А4, А3, ватман, акварельные краски для каждого, стаканчики с водой, медитативная музыка. Каждый рисует свои чувства, своё настроение на листе бумаги (ф.А4). Рисунки вывешиваются и определяется общее настроение группы. Затем участники по парам садятся друг против друга, берутся за руки, настраиваются друг на друга, мысленно желают друг другу благополучия, затем молча рисуют без слов на общем листе (ф.А3), что они чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем пары объединяются в четвёрки, садятся в кружок, берутся за руки и молча настраиваются друг на друга, желая благополучия, затем молча рисуют на общем листе то, что чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем группы объединяются по 8 человек и всё повторяется, затем вся группа рисует на большом листе ватмана. Рефлексия: какие были чувства во время упражнения, появились ли какие-либо новые чувства по сравнению с началом тренинга.

Упражнение, Да здравствует команда!

Упражнение для тренинга по командообразованию. Время: 20 минут. Для этого упражнения необходимо изготовить листы формата А3 с сеткой из пронумерованных квадратов (всего 25 квадратов), ручки для каждого участника. Задача каждого участника – написать в каждом квадрате по одной своей характеристике, тренер может вслух называть характеристики, относящиеся ко всем участникам. Когда все клетки будут заполнены, начинается второй этап игры. Участники подходят друг к другу, и расписываются в одной из клеток сетки под тем качеством, которое есть у него тоже. Можно расписаться только один раз в одной сетке. Задача участников – получить как можно больше подписей в клетках за определённое время. Группа снова собирается. Тренер объясняет, что целью задания является собрать слово «команда». Первый, кто соберёт слово и скажет «Да здравствует команда!» – победитель. Тренер произносит первую букву «К» и указывает номер ячейки, куда нужно её поставить. Буква заносится в ячейку только в том случае, если на ней кто-нибудь расписался. Тренер продолжает: «Поставьте букву «О» в ячейку номер…, бкуву «м» – в ячейку номер…» и так далее, до последней буквы слова «команда». Тот, кто видит на своей сетке полностью собранное слово и первым выкрикивает: «Да здравствует команда!», провозглашается победителем. Игра может продолжаться до выявления 3 победивших. Рефлексия: что чувствуете, поделитесь, какие были трудности в выполнении упражнения?

Упражнение Постройка моста

Упражнение Постройка моста используется в тренингах по командообразованию, построению команды. Данное упражнение на первых этапах тренинга помогает выявить явных лидеров из участников тренинга.

Ковчег.

Игра развивает чувство сплоченности и ближе знакомит участников. Используется в разминочных целях. Нужен большой лист бумаги, например газета, который расстилают на полу. Команда участников должна простоять на бумаге 5 секунд, не касаясь земли за ее пределами и не произнося ни слова. Перед началом участникам можно пообсуждать стратегию размещения людей. Потом площадь бумаги уменьшают вдвое и все повтряется. Потом предлагают уменьшить площадь так, чтобы задача казалась невыполнимой. И снова пытаются устоять. На моей памяти на фотмате А3 помещалось 25 человек.

Переправа.

Одна из разновидностей предыдущей игры. На земле (полу) отмечаются мелом или веревкой берега «реки». Ширина «реки» метра три. По «реке» плавают «льдины». Это куски бумаги неправильной формы. Задача играющих переправиться с одного на другой берег, причем, на первый игрок может ступить на другой берег только когда на исходном берегу никого не останется. То есть когда все будут находится на льдинах. Во время переправы запрещается произносить слова и наступать в «воду». В противном случае все начинается сначала. В усложненном варианте участников связывают одной ногой попарно, или в цепь. Но в этом случае удачная переправа может затянуться. По слухам, один тренер как то водил топ менеджмент крупной корпорации со связанными ногами 8 часов. Но они не сдавались, хотя и очень сильно устали. В конце концов все таки переправились!

Китайские вертолетчики.

Прелюдия такова. Вдруг проснулся вулкан и людей разделило рекой из лавы. Спасти их можно только на вертолете, но вертолет может сесть только на другой стороне раскаленной реки. Вертолеты и пилоты должны быть непременно китайскими, потому что посадочная площадка очень маленькая. Играющие делятся на 2 команды. Задача каждой команды перебраться на другой берег по несгораемым тарелочкам))) (обычные одноразовые пластиковые тарелки). Река метров 5 должна быть. У каждой команды есть 3 тарелочки. Ширину реки и количество тарелок можно варьировать. Главное, чтобы командам пришлось скооперироваться для перехода (они об этом должны догадаться самостоятельно). Разговаривать в процессе традиционно нельзя. Перебрасывать тарелки тоже. Если тарелка лежит на реке и на нее никто не наступает хотя бы миг, то она считается утонувшей и изымается ведущим. При произнесении членораздельных звуков или наступании в лаву игра начинается сначала.

Квадрат.

Простая на первый взгляд игра, которая оценивает эффективность взаимодействия участников. Поэтому ее лучше оставлять на последок. Для игры потребуется веревка длиной 6-8 метров на 20-25 человек. Задача проста – за 5 минут выложить на земле квадрат с завязанными глазами и молча. Гораздо интереснее играть, если никто не подглядывает. Участники минут 10-15 обсуждают как они будут это делать. Потом все становятся в круг, завязывают глаза и замолкают. Ведущий дает заранее определенному человеку веревку и далее наблюдает за действом, стараясь не смеяться. Участники сигнализируют ведущему о том, что они закончили выкладывать квадрат на земле, когда все присядут и коснутся квадрата. Только после этого по сигналу ведущего можно снимать повязки с глаз и смотреть, что получилось. Квадрат должен обладать достаточно прямыми углами, без разрывов и разница длины сторон не должна превышать 20 см. Это оговаривается заранее. Обычно дается одна-две попытки. С задачей справляются только 25% команд. Произнесенные звуки или попытка подсмотреть начинают игру заново.

Инструкция: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Встретившись, руки соединяются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разнимая рук. В результате возможны такие варианты, либо образуется круг, либо несколько сцепленных колец из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Игра прекращается по желанию участников.

Упражнение «Последняя встреча»

Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте себе, что занятия в группе уже закончен. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень хотели бы сказать.

Через 2-3 минуты откройте глаза и. скажите это!» Руководитель проводит уже ставшее традиционным анкетирование

Затем домашнее задание: «Опишите свои «добрые проявления» к кому-либо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?»

Не забудьте ритуал прощания с группой.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель этого занятия - закрепление навыков самораскрытия, игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усиление психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии после выполнения каждого задания

Примерное содержание занятия

Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого занятия и психологической разминки:

«Здравствуй, я рад тебя видеть.»

Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть.» Нужно сказать, что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

Проверка домашнего задания

Все участники рассказывают об одном из своих «добрых, проявлений» по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание, на своих ощущениях от этого доброго дела.

Упражнение «Жизненные перспективы»

Назначение: отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор.

Инструкция: в предыдущем упражнении вы говорили о своих желаниях. Речь фактически шла о множестве целей, которые можно реализовать. Для достижения желаемого необходимо их упорядочить, оценить степень их важности, спланировать нужные действия и понять, какие личностные ресурсы для этого понадобятся.

Возьмите листок бумаги, разбейте его на четыре колонки и озаглавьте их «Мои цели», «Их важность для меня», «Мои действия», «Мои ресурсы». Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течении недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, на пример, чего бы вы хотели достичь через пять, десять лет. Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые). В третьей колонке обозначьте действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели. В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного.

Далее организуется работа в парах, где участники группы помогают друг другу осознать и принять самую важную цель. Итогом работы должно стать формулирование утверждения о самой важной цели. Утверждение - это краткое заявление о том чего хочет человек. Затем в кругу каждый рассказывает о своей самой важной цели.

Упражнение «Будущее»

Назначение: осознание участниками своих жизненных перспектив и возможности влияния личностных особенностей на свой жизненный путь.

Инструкция: «закройте глаза. Представьте себя в максимально далеком будущем, на сколько это возможно. Где вы находитесь? Чем занимаетесь? Какой вы? Кто еще здесь есть кроме вас? Постепенно откройте глаза и вернитесь в круг», (время 5-7 минут)


Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, ...

Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон. Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств...

Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее...